0

Движение 1 марта

1 марта 1919 года стал точкой отсчета для национального движения против японского колониального господства. Движение 1 марта было крупнейшим национальным движением за независимость после Первой Мировой войны, которое объединило все слои общества, в период японской оккупации.

Движение 1 марта (Источник: Навер)

Причины и предпосылки Движения 1 марта

Движение 1 марта
Памятник в честь Движения 1 марта

Движение 1 марта, или как его еще называют «Первомартовское движение», возникло вследствии национального сопротивления японской колонизации. Оккупировав Корею, Япония, используя свою военную силу, осуществляла насильственное подавление в каждой сфере: политической, экономической, социальной, культурной. Была введена система военной полиции, которая привела к убийствам и тюремному заключению множества людей, которые выступали против японской власти. Подавлялась любая форма противояпонской деятельности. Основные политические права свободы, такие как свобода печати, публикаций, собраний, объединений были запрещены. А по Закону о порке в Чосон, применялись жестокие физические наказания даже за мелки проступки, тем самым нарушая права человека. А также, посредством земельных реформ и Закона о компаниях Япония подавляла развитие национальной промышленности и совершала экономическое грабеж. Систематическое политическое подавление и экономический грабеж в 1910х годах привели к тому, что жизнь населения, включая фермеров, сильно ухудшилась, и вместе с этим выросли недовольства и сопротивление японской колониальной власти.

В условиях жестокого подавления со стороны Японской власти продолжало развиваться народное движение, и были созданы все условия для распространения движения 1 марта по всей стране. В 1910-х годах антияпонское движение в стране развивалось по 3-м основными направлениям.

Во-первых, на основе теории войны за независимость было создано тайное объединение, целью которого было формирование и поддержка вооруженной организации. В разных местах были созданы тайные общества, такие как Корейская армия независимости, Ассоциация Миндан, Ассоциация освобождения и Корейская национальная ассоциация для сбора военных средств и закупки оружия. Несмотря на то, что многие из этих организаций были обнаружены и уничтожены японцами, их деятельность стала основой для тайных обществ, возникших в различных местах во время Движения 1 марта.

Во-вторых, на основе теории развития навыков были созданы образовательное и культурное движение, развивающееся вокруг религиозных организаций и школ. Частные школы, деревенские школы и вечерние школы, созданные в различных регионах в рамках национального движения в 1910-е годы, стали базой для организации антияпонского движения в каждом регионе в ходе первомартовского движения и сыграли значительную роль в распространении движения по всей стране.

В-третьих, движение за защиту прав на выживание фермеров и рабочих против экономического грабежа со стороны Японии. Чтобы защитить свое право на выживание, фермеры боролись против реформ по землеустройству, против политики лесного хозяйства и против различных налогов, а в некоторых областях это принимало форму нападений на японские руководящие органы, такие как местные подстанции и городские управления. Рабочие также объявляли забастовки, требуя улучшения плохих условий труда, включая этническую дискриминацию, продолжительность рабочего дня и низкую заработную плату. Такие формы борьбы фермеров и рабочих также проявились и окрепли в рамках Движения 1 марта, как часть антияпонского движения.

Таким образом, гнев против репрессивного колониального правления Японии был основной движущей силой всплеска Движения 1 марта. Однако изменения в международной ситуации до и после окончания Первой мировой войны также оказали значительное влияние на Движение 1 марта. Поскольку Первая мировая война, имевшая характер борьбы империалистических стран за колонии, закончилась поражением Германии и других союзников, соотношение сил между великими державами было скорректировано, что привело к серьезным изменениям в международной политике. В Германской империи, Австро-Венгрии и Османской империи распались деспотические государства и возникли республики. Многие страны приобрели независимость и вмест с этим стал расти национализм. Особенно после Февральской революции (Русской революции) в России в 1917 году, был провозглашен принцип национального самоопределения угнетённых народов под властью царской России. Вместе с этим, стало постепено расти влияние социалистических идей за движения по освобождению колоний.

В январе 1918 года президент США Вудро Вильсон также выступил за национальное самоопределение, которое оказало большое влияние на колонизированные и обездоленные народы мира.

Эта атмосфера новой эпохи, возникшая после окончания Первой мировой войны, усилила дух антияпонского национального движения внутри страны и за ее пределами. В частности, националисты рассматривали установление Версальской системы, которая основана на идеях национального самоопределения Вильсона как «новой эры глобальных перемен», возрождая желание народа достичь независимости при поддержке великих держав.

Подготовка к движению

После Первой мировой войны, в условиях пересмотра международной обстановки, силы атнтияпонского движения в Корее, готовились к деятельности, цель которойо была широкое распространение информации в мировом сообществе о незаконности японской оккупации Чосона и обоснования оснований независимости Чосона.

В Шанхае примерно в июне-июле 1918 года Ё Ун Хён (여운형), Ким Гюсик (김규식), Чанг Док Су (장덕수), Ким Чхоль (김철), Сон У Хёг (선우혁), Со Бёнг Хо (서병호), Хан Чжин Гё (한진교), Чо Донг Хо (조동호) и другие основали организацию «Новая молодежная партия» и начали активную деятельность. 28 ноября того же года они передали петицию о независимости Чарльзу Р. Клейну, который приехал в Китай в качестве специального посланника президента Вильсона. В январе 1919 года, для обсуждения мирового мира после Первой мировой войны, Ким Гюсик был послан представлять делегацию в Париж на Парижскую мирную конференцию. Ё Ун Хён направился в Маньчжурию и Приморские провинции, Сон У Хёг, Ким Чхоль, Со Бёнг Хо, Ким Сун Э остались в стране, а Чанг Док Су отправился в Японию. Они встречались с различными личностями и готовили крупномасштабное движение за независимость.

В Соединенных Штатах Америки в декабре 1918 года Корейская национальная ассоциация, организованная Ан Чан Хо (안창호) и другими, провела центральное общее собрание, на котором было решено отправить на мирную конференцию в Париж Ли Сын Мана (이승만), Мин Чхан Хо (민찬호) и Чон Хан Гёна (정한경). Однако, когда США не разрешили им покинуть страну, 25 февраля 1919 года Ли Сын Ман направил президенту Вильсону петицию о независимости, которая включала 3 части: послание, в том числе о том, что Чосон будет спасен от японской тирании, что Корее будет гарантирована полная независимость в будущем. Была подана петиция о независимости, состоящая из трех частей. Помочь освободить Чосон от Японской оккупации, гарантировать полную независимость Чосон в будущем, временное подчинение Чосон Лиге Наций.

В Маньчжурии и Приморском крае в декабре 1918 года Чо Со Анг (조소앙) составил ‘Декларацию независимости Кореи’, которую он объявил 1 февраля следующего года, получив подписи 39 человек, включая Ё Чжун (여준), Ким Чва Чжин (김좌진), Хван Санг Гю (황상규), Пак Чхан Иг (박찬익), Ким Гё Хон (김교헌), Ан Чханг Хо (안창호), Ким Гю Сик (김규식) и др. По лунному календарю это был год Муо (год лошади), поэтому декларацию называли «Декларация независимости Муо» или же «Декларацию независимости Кореи», которая выражала решимость достичь полной независимости путем вооруженной борьбы и призывала к созданию армии независимости.

В Японии в январе 1919 года Чосонская студенческая ассоциация провела собрание в виде конкурса ораторства в зале YMCA в Токио, и избрали 10 человек, в том числе Чхве Паль Ён (최팔용), Ким До Ён (김도연), Пек Гван Су (백관수) и Со Чун (서춘) в качестве постоянных членов комитета для того, чтобы подготовить Декларацию независимости. Они направили Сон Ге Бэка (송계백) и Ли Кван Су (이광수) внутри страны и в Шанхай для установления связей с активистами независимости в различных регионах, а 8 февраля провели съезд иностранных студентов, на котором объявили петицию о созыве национального собрания и декларацию независимости. «Декларация независимости 8 февраля» осудила узурпацию Японией национального суверенитета и заявила, что страна, которая будет создана посредством движения за независимость, будет новым государством, основанном на демократии.

С начала конца 1918 года внутри страны, националисты и студенты из Чхондогё и христианских групп готовились к движению за независимость, вдохновившись одним из 14 пунктов мирового мира Вильсона, принципом национального самоопределения. Так, когда распространились новости о движении за независимость в Шанхае, США и Токио, всерьез начались обсуждения подготовки к внутреннему движению. Сон У Хёк из Молодежной партии Шинхан встретился с христианскими лидерами провинции ПхёнАндо, в том числе с Ли Сын Хуном (이승훈), Ян Чон Беком (양전백) и Гиль Сон Чжу (길선주), и сообщил новости о движении за независимость за рубежом. А также Сон Ге Бэк (송계백) через Чхве Рина (최린) передал новости о студентах, обучающихся за границей в Токио, Сон Бён Хи (손병희), Чхве Нам Сон (최남선) и Сон Джин У (송진우).

Представители чхондогё , христианства и студенты первоначально планировали отдельные собственные движения, но с февраля 1919 года начали совместные обсуждения, к котором присоединились и буддийские деятели, такие как Хан Ён Ун (한용운). Студенты планировали свое собственное движение независимо от национальных представителей с января 1919 года, но в конце февраля они получили предложение от Пак Хи До (박희도) и Ли Гапсон (이갑성) присоединиться к плану религиозной общины, и они присоединились к плану национальных представителей. Позже они планировали снова провести независимое протестное движение в Сеуле 5 марта. В результате Декларация независимости и Объявление независимости, которые должны были быть отправлены японскому правительству, были написаны к 18 февраля, а 27 февраля Декларация независимости была напечатана и заранее распространена через каждую религиозную организацию. Студенты подготовили планы мобилизации толпы, демонстраций и распространения Декларации независимости.

Ход событий

Первомартовское движение длилось несколько месяцев и началось в основном в городах и других местах с развитым транспортом, затем распространилось на сельскую местность, приобретая национальный масштаб. И по мере того, как число участников и социальных слоев увеличивалось, движение перешло от ненасильственных протестов к насильственной борьбе. Оно также распространилось за границу: протесты за независимость прошли в Маньчжурии, Приморской провинции, Токио, Осаке и Филадельфии.

Развитие «Движения 1 марта» в основном делится на 3 этапа. На 1-ом этапе (этапе зажигания) движение началос с распространением Декларации независимости в крупных городах, таких как Сеул, Пхеньян, Чжиннампо, Анчжу, Ыйчжу, Сончхон, Вонсан и др. Этот период характеризовался ненасильственной борьбой, ведущую роль в которой играли студенты. На 2-ом этапе (период расширения по городам) примерно 10 марта движение распространилось на крупные города по всей стране, и торговцы и рабочие также принимали активное участие в протестах и ​​забастовках. На 3-ем этапе (стадия распространения до сельской местности) после середины марта протесты стали обычным явлением не только в городах, но и в сельской местности. По мере активного участия фермеров и других людей масштабы протестов росли, и протесты переросли в ожесточенную борьбу, в ходе которой люди, вооруженные дубинками и копьями, нападали на городскую администрацию и участок военной полиции. Особенно в период с конца марта по начало апреля движение достигло своего пика, когда прошло более 60% всех протестов и митингов, и около половины из них носили насильственный характер.

Движение 1 марта

1 марта, как и было запланировано заранее, движение за независимость «Мансэ» началось одновременно в 6 городах, включая Сеул, Пхеньян, Ыйчжу, Сончхон, Анчжу, Вонсан и Чжиннампо. Однако национальные представители в одностороннем порядке изменили место проведения церемонии провозглашения независимости с парка Тапгол, где собралась толпа людей, на Тэхвагван в Инсадоне в Сеуле. 29 из 33 национальных представителей собрались в Тэхвагване в 14:00 1 марта и через студента медицинского колледжа Северанс Со Ён Хвана (서영환) передали уведомление о независимости генерал-губернаторству Чосона. А в 15:00, после того как Хан Ён Ун (한용운) прочитал Декларацию независимости, он сам уведомил японскую полицию и сам был арестован. Студенты, собравшиеся в парке Тапголь, были смущены сменой места и отправили Кан Ги Дока (강기덕) и других к национальным представителям с протестом. Однако около 2:30 студенты прочитали Декларацию независимости отдельно и разделились на две группы, начав марш протеста в разных направлениях, включая Чонро, Сеульский вокзал, Чондон, школу Ихва и Содэмун.

2 марта протесты распространились на крупные города Пхёнандо, Хамгёндо и Хванхэдо, где Чхондогё и христианство имеют сильную организационную власть, включая Хамхын, Суан, Хванчжу, Чунхва, Кансо, Тэдон, Хэджу и Кесон. 3 марта в Сеуле собралось множество людей, чтобы увидеть похороны короля Годжона, и многие из них приняли участие в протестном движении. Как и планировалось первоначально, студенты в Сеуле провели демонстрацию за национальную независимость на площади вокзала Намдэмун 5 марта, а студенты в Пхеньяне и Кванджу также приняли в ней участие, организовавали протесты «Мансэ». Протест в этот день сыграл важную роль в распространении протестного движения на каждую провинцию после середины марта, пропагандируя устойчивость движения среди верующих, вернувшихся в свои провинции после посещения похорон короля Годжона.

После 10 марта протесты распространились на центральные и южные регионы, включая Кёнсандо, Чолладо, Канвондо и Чхунчхондо, а затем распространились по всей стране. В этом процессе значительную роль играли представители интеллигенции, такие как учителя и студенты, в обществе провинции. Они распространяли различные агитационные материалы, такие как декларации и опыт протестов, в каждом регионе, а также организовывали и возглавляли протесты, организуя тайные общества и собрания. Тайные общества, возглавляемые молодежью и студентами, повышали энтузиазм в борьбе, выпуская и распространяя листовки и объявления, а в некоторых регионах они даже создавали местные газеты, призывая к общенациональным восстаниям и борьбе. Во время движения 1 марат было создано больше 30 таких газет, как <Газета независимости Чосона>, <Трудовая газета>, <Мятежники полуострова>, <Свободная газета Чунгбук>, <Инновационная газета>, <Иностранная газета Кагсонхо>, <Газета Кванджу> и <Канхва>. А <Газета Независимости Чосон> была выпущена до 27 издания.

В отличие от национальных представителей, которые придерживались внешне зависимой позиции, выступая с петициями о независимости, молодежь и студенты, сыгравшие важную роль в распространении Движения 1 марта по всей стране, настаивали на достижении независимости за счет независимых возможностей нации. Благодаря их усилиям после середины марта движение распространилось на сельские районы и превратилось в народное движение, в котором активно участвовали представители всех слоев общества, включая рабочих, фермеров и владельцев малого и среднего бизнеса.

В Сеуле наступило временное затишье, так как многие из студентов, которые взяли на себя инициативу 5 марта, были арестованы, но после протестов против карантина в Пхеньяне и Сончхоне, которые начались 4 марта, с 9 марта также в знак протеста закрылись крупные магазины в центре Сеула. Торговцы также принимали участие в антияпонской борьбе. Примерно с 20 марта распространялся «Трудовой бюллетень», призывающий рабочих восстать, а 22 марта перед Намдэмуном прошел съезд рабочих. С этого дня по всему городу продолжались ночные протесты, а 26 марта забастовали работники железной дороги и трамвайщики Кёнсона. Антияпонские протесты этих рабочих спровоцировали протесты в прилегающих сельских районах, таких как Гоян, Пучхон, Шихын и Кимпхо.

Протесты фермеров в основном происходили в базарные дни, и лидеры протестов заранее объявляли о своих планах, выламывая двери или раздавая листовки в каждой деревне. Передвигающиеся торговцы, обходящие ярмарки, также служили для распространения опыта участия в акциях в различных местах. В районах, где в прошлом были активны партизанские движения добровольной армии, проводились также и другие мероприятия, такие как марши с факелами, и появлялись так называемые «мансэ-кун» — группы людей, перемещающихся из деревни в деревню и принимающие участие в акциях.

По мере развития движения цели борьбы «мансэ» становились более конкретными и организованными, наметилась заметная тенденция перехода от ненасильственной демонстрации за национальную независимость к планомерной и агрессивной борьбе. В некоторых случаях жестокая борьба выглядела как защитная реакция на японское угнетение, но в других случаях она выглядела как спланированное и наступательное нападение на органы японской имперской власти. Когда демонстрация была насильственно разогнана из-за стрельбы японской военной полиции, толпа, вооруженная дубинками и копьями, разрушила участок военной полиции, городское управление, почту, финансовый союз, а также дома японских и прояпонских деятелей. Они отбирали и сжигали различные документы, а аткже оружие. Однако были случаи, когда с самого начала люди пытались захваить органы японской власти. А в Канвондо в Тончхоне они даже устроили акцию протеста, вооружившись штыками. Эта тенденция была особенно сильна в северных регионах, таких как Пхёнандо и Хамгёндо, которые находились под сильным влиянием зарубежных движений за независимость, а активисты в Гандо и Приморских провинциях даже разрабатывали планы внутреннего движения в период Движения 1 марта.

Японское правительство безжалостно подавило «Движение 1 марта» силой и совершило массовые убийства, в том числе расстрелы протестующих, в различных местах по всей стране, включая Чжеамри в Хвасоне, Аунэ в Чхонане, Кваксан в Чончжу, Кванхаллу в Намвоне и Ири в Иксане. И они, не колеблясь, массово арестовывали протестующих и подвергали их жестоким пыткам. Согласно японской статистике того времени, в ходе подавления протестов за 3 месяца после «Движения 1 марта» было убито 7,509 человек и ранено 15,961 человек. Задержано 46,948 человек, сожжено 47 церквей, 2 школы и 715 домов.

Значение и ограничения

Движение 1 марта было самым массовым антияпонским движением, в котором участвовали представители всех слоев общества, включая интеллектуалов и студентов, а также рабочих, фермеров и торговцев. И как антияпонское движение, оно достигло значительного успеха в истории национальной борьбы за независимость. Оно не только продемонстрировало волю и силу нации к независимости как внутри страны, так и за ее пределами, но также послужило возможностью систематизировать, организовать и активизировать движение за независимость путем расширения народной базы движения за независимость. Народ смог повысить свое национальное и политическое самосознание, участвуя в Первомартовском движении, которое стало основой роста различных общественных движений и организаций в 1920-е годы.

«Движение 3.1 марта» нанесло огромный удар по колониальному правлению Японии, вынудив его перейти от безраздельного управления к культурному управлению (культурной политике). Оно также оказало большое влияние на национальные движения в регионах Азии и на Ближнем Востоке, таких как «Движению 4 мая» в Китае, движению непротивления Ганди в Индии, движению против независимости в Египте и Турции. Поскольку Япония не смогла остановить национальное сопротивление, вспыхнувшее в Движении 1 марта, одним лишь физическим притеснением, она формально ослабила некоторую дискриминацию и угнетение корейцев и перешла к культурному правлению. Однако это было не чем иным, как обманной тактикой, направленной на сокрытие жесткого колониального правления и поощрение прояпонских группировок с целью расколоть национальное движение.

Однако, поскольку «Движение 3.1» не имело организации, которая могла бы единообразно руководить процессом борьбы, и поэтому оно неизбежно развивалось различными способами и с разной степенью интенсивности в зависимости от региона и социального слоя. Национальные представители были сосредоточены на методах петиций о независимости, и не смогли выйти за пределы компромиссного подхода. И, в конечном итоге, они не обладали способностью и решимостью вести обширное антияпонское сопротивление, которое развернулось среди народа. В ответ на это в Шанхае в 1919 году было создано Временное правительство Республики Корея, которое должно было единым образом возглавить все движения за независимость, а в самой стране в начале 1920-х годов началась активная деятельность по организации сил народа для борьбы.

Кроме того, «Первомартовской движение» дало возможность систематизировать идеологию и методы движения за независимость. Представители религиозной сферы, сторонники национализма возлагали надежды на национальное самоопределение Вильсона и пытались добиться независимости, полагаясь на иностранные державы, а не на свои собственные возможности. Они поставили «ненасилие» в качестве абсолютной предпосылки, поскольку оно могло завоевать симпатии цивилизованных стран Запада, и полагались на метод подачи петиций о независимости, заявляя, что уместно решить проблему мирным путем, представляя Японии дух независимости. Однако благодаря опыту Движения 1 марта распространилось представление о том, что для достижения независимости необходимо опираться на национальные ресурсы и силы, и было сформулировано понимание, что развитие национальных возможностей и вооруженная борьба должны стать системными методами национального движения. Кроме того, утвердилась идея демократической республики как цели независимого государства, приостановившая стремление к восстановлению монархии (복벽주의). Это также послужило возможностью расширить влияние социалистических идей среди интеллектуалов и студенческой молодежи.

Распределение арестованных участников движения 3·1 по слоям населения
Распределение арестованных участников движения 3·1 по слоям населения

Источник: Энциклопедия Doopedia

Кореяпедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *